Четверг, 19.10.2017, 01:01
ЗА пожарное ДЕЛО!Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
статьи [27]
полезные ссылки [18]
Мини-чат
Форма входа
статистика
Block title
Главная » 2010 » Август » 16 » Лицензия на пожар ...... пожарное дело пало жертвой лицензирования
17:15
Лицензия на пожар ...... пожарное дело пало жертвой лицензирования
   Многие граждане сейчас удивляются, куда в России делись пожарные, почему возгорания в лесах тушат добровольцы и солдаты. Шеф-редактор журнала "Охрана труда и социальное страхование" Александр Тудос считает, что пожарное дело пало жертвой лицензирования.    
   Как сообщает МЧС, 34-37% населения страны реально не защищено от пожаров подразделениями пожарной охраны. Это те, кто проживает главным образом в сельской местности, отдаленных и лесных районах. 
   Раньше в большинстве населенных пунктов был пожарный автомобиль, состоящий на балансе сельхозпредприятия (по-старому — колхоза или совхоза). Там, где его не было из-за имевшегося дефицита пожарной техники, для тушения пожара приспосабливали трактор с цистерной, молоковоз или другую технику, которая была способна подавать воду на пожар. Повсеместно существовала пожарно-сторожевая охрана или добровольная пожарная охрана, которая тушила пожары на селе, а также в начальной стадии ликвидировала возникающие лесные и торфяные пожары. 
   Введение института лицензирования стало непреодолимой преградой для существования пожарной охраны большинства объектов в различных отраслях экономики. 

Началось все еще в 1990-х годах. Тогда все контрольно-надзорные органы что-то лицензировали, на что-то выдавали разрешения — естественно, и пожарный надзор не мог остаться в стороне. И в 1993 году постановлением правительства России было введено восемь видов деятельности, на осуществление которых надо было получать лицензию в Государственной противопожарной службе (ГПС).

Лицензированию подлежали: разработка мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; проведение экспертизы организационных и технических решений по ее обеспечению; организация и деятельность пожарной охраны; проведение ведомственного контроля за обеспечением пожарной безопасности; производство, проведение испытаний и поставка пожарной техники и огнетушащих средств; монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание оборудования и систем противопожарной защиты; проведение испытаний веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на соответствие требованиям пожарной безопасности; обучение мерам пожарной безопасности.

То есть лицензировалось все. Хочешь заряжать огнетушители — получай лицензию, хочешь чистить дымоходы или делать камины — тоже получай лицензию и т. д. Сборы за лицензирование через специально созданные фонды шли на содержание ГПС. Это сделало лицензирование экономически выгодным занятием. Ведь лицензию можно было выдать, а можно было и не выдать, и у пожарных инспекторов появился своеобразный "кран", открывая который можно было поправить финансовое положение как структуры в целом, так и свое личное.

Принятый в 1994 году закон "О пожарной безопасности" ситуацию не изменил, так как большинство позиций, связанных с лицензированием в области пожарной безопасности, находилось в подзаконных нормативных актах, изданных на уровне ГПС.

Спустя почти десятилетие жалобы бизнеса на пожарное лицензирование, которое в российских условиях стало формальностью и во многом зависело от суммы взятки, были услышаны. Власть, казалось бы, осознала ситуацию и приняла меры. Законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 года количество видов деятельности было сокращено, а также была упразднена оплата за лицензирование. К тому времени ГПС уже перешла из подчинения МВД в подчинение МЧС, и сокращение видов лицензирования было преподнесено ведомством Сергея Шойгу как великое достижение в рамках снятия административных барьеров, хотя в реальности ничего не изменилось. Произошла смена вывесок с использованием специфичной пожарной терминологии.

К новому широкому понятию "деятельность по предупреждению и тушению пожаров" можно было при желании отнести все, что угодно. Учительница объяснила детишкам, как надо пользоваться бенгальскими огнями во время новогоднего утренника. Что она сделала? Осуществила деятельность по предупреждению пожаров. Электрик, подтянувший клеммы в электрощите, чтобы избежать искрения, тоже осуществил деятельность по предупреждению пожара.

Потребовалось долгих пять лет упорной борьбы различных структур с МЧС России, чтобы резиновая "деятельность по предупреждению пожаров" была исключена из законодательства. Осталась только "деятельность по тушению пожаров". Но чиновники в очередной раз показали свое умение повернуть все так, как им удобно и выгодно. По инициативе МЧС в постановление правительства России от 25 октября 2006 года N 625, регламентирующее порядок лицензирования деятельности по тушению пожаров, была внесена очень хитрая поправка. Она позволила обойти закон и вернуть лицензирование деятельности по предупреждению пожаров на круги своя.

В соответствии с ней (в редакции постановления правительства РФ от 5 мая 2007 года) под деятельностью по тушению пожаров понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. В законе "О пожарной безопасности" дано определение понятий "профилактика пожаров" и "организация тушения пожаров". Профилактика пожаров — совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий. Организация тушения пожаров — совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

Путем объединения двух позиций в одну в подзаконном нормативном акте "деятельность по предупреждению пожаров" трансформировали "в деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров". В итоге на практике все осталось без изменений. Чиновники МЧС России в очередной раз вывернулись из неудобной для себя ситуации, когда их лишают возможности стричь купоны на выдаче лицензий.

Частичным подтверждением сказанного может быть приказ министра МЧС России Сергея Шойгу от 12 декабря 2007 года "Об утверждении норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"".

Пунктом 37 НПБ предусмотрено, что "обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, имеющих лицензию на деятельность по тушению пожаров".

Связь между качественным обучением мерам пожарной безопасности и наличием у учебных организаций лицензии на деятельность по тушению пожаров с трудом поддается логическому объяснению. Под давлением бизнеса позднее в этот приказ были внесены частичные изменения, которые избавили учебные организации от необходимости получать в МЧС России лицензию на деятельность по тушению пожаров.

Однако МЧС не сдавалось. Например, в соответствии с п. 7 ст. 18 закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений после вступления в силу Технического регламента по требованиям пожарной безопасности должно быть прекращено. Регламент вступил в силу 1 мая 2009 года. Однако предполагаемая отмена лицензирования не произошла. Просто потому, что МЧС, опираясь на заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, этого не захотело.

Вернемся к уже упомянутому постановлению правительства от 25 октября 2006 года N 625. В нем было предусмотрено, что у руководителя юридического лица или у индивидуального предпринимателя (или у руководителя структурного подразделения, осуществляющего деятельность по тушению пожаров) "должно быть высшее или среднее профессиональное образование по специальности "пожарная безопасность" и стаж работы в области обеспечения пожарной безопасности не менее трех лет".

Таким требованиям соответствуют не все должностные лица ГПС МЧС России. А что говорить о пожарной охране на селе? Где там взять специалистов с высшим или средним пожарно-техническим образованием? Взвесив все "за" и "против", во многих хозяйствах ликвидировали пожарное депо. В 2009 году это постановление слегка смягчили: спецобразование и трехлетний стаж должны иметь не руководители подразделения, а хотя бы один специалист. Но было уже поздно: пожарные машины списаны или переоборудованы для других нужд, и организовывать вновь пожарное дело на селе никто не рвется.

Интересно, что лесные пожары как раз не лицензируются. Желающих их тушить частников практически нет. И, видимо, поэтому совместным письмом МЧС России и Федерального агентства лесного хозяйства от 25 апреля 2008 года N 43-1372-19 "О лицензировании деятельности по тушению лесных пожаров" установлено, что деятельность по тушению лесных пожаров, осуществляемая органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными в области лесных отношений, лицензированию не подлежит. Это касается пожарно-химических станций и лесопожарных команд, которые, по утверждению должностных лиц МЧС России, не относятся ни к одному из существующих видов пожарной охраны. Это в правовом плане оказывается не пожарная охрана, а что-то другое и непонятное.

При этом закон не делает каких-либо исключений и никак не трактует, что пожарным подразделениям для тушения лесных и торфяных пожаров не следует получать лицензию на этот вид деятельности. Просто чиновники МЧС знают скудность этих подразделений и потому решили дать им вольницу.

То есть, когда удобно и выгодно, надо лицензировать, когда неудобно — можно обойтись и без этого. Катастрофическая ситуация с торфяными и лесными пожарами летом 2010 года показала, что к ликвидации природных пожаров привлекались военнослужащие, работники предприятий, население и добровольцы. Они тушили пожары без лицензий, и именно благодаря им удалось окончательно не упустить ситуацию из-под контроля.












  
Категория: статьи | Просмотров: 1284 | Добавил: deathtalker | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Август 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Архив записей
Copyright MyCorp © 2017 Конструктор сайтов - uCoz