Четверг, 14.12.2017, 18:01
ЗА пожарное ДЕЛО!Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
статьи [27]
полезные ссылки [18]
Мини-чат
Форма входа
статистика
Block title
Главная » 2013 » Апрель » 28 » Требования ППР в РФ к установлению противопожарного режима в организациях и на предприятиях, в том числе требования к разработке инструкций
00:27
Требования ППР в РФ к установлению противопожарного режима в организациях и на предприятиях, в том числе требования к разработке инструкций
В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ (в редакции Федерального закона от 09.11.2009 № 247-ФЗ) «противопожарный режим ‒ требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности».

    Противопожарный режим устанавливает в организации требования организационного характера, определяющие действия граждан, должностных и юридических лиц по выполнению мер пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности организационного характера ранее были заложены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые отменены приказом МЧС России от 31.05.2012 № 306. Теперь же такие требования содержатся в новых «Правилах противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – ППР РФ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390.

В соответствии с пунктом 2 ППР РФ в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.

Под термином «объект» пункт 1 ППР РФ позволяет понимать все что угодно: и территории, и здания, и сооружения, и отдельные помещения организаций и даже «другие объекты». Возможно, поэтому, из-за расплывчатости понятия «объект», в новых ППР РФ не употребляется термин «общеобъектовая инструкция», который ранее использовался в пункте 14 ППБ 01-03.

В соответствии с пунктом 461 ППР РФ в инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;

б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;

в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;

д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, в том числе временных;

е) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

ж) допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

з) порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

и) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).

Ранее аналогичные требования содержались в пунктах 6, 14, 15 ППБ 01-03 и в Приложении № 1 к ППБ 01-03 «Требования к инструкциям о мерах пожарной безопасности».

Однако появились и новые требования к разработке инструкций о мерах пожарной безопасности. Теперь в соответствии с пунктом 462 ППР РФ в инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:

а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта;

б) организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств;

в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;

д) прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

е) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

ж) осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

з) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

и) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;

к) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

л) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;

м) по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;

н) организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

Особый интерес, с нашей точки зрения, вызывает необходимость указывать в инструкции о мерах пожарной безопасности лиц, ответственных «за сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану» (часть «а» пункта 462 ППР РФ).

Дело в том, что ранее пункт 109 ППБ 01-03 содержал требование: «Каждый гражданин при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п.) должен: незамедлительно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию)».

Теперь же в новых ППР РФ пункт 71 не содержит указания «каждый гражданин». Часть «а» пункта 71 ППР РФ определяет дословно следующее: «При обнаружении пожара или признаков горения в здании, помещении (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.) необходимо: немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию)».

Таким образом, в настоящее время уже не достаточно указывать в инструкции о мерах пожарной безопасности, что вызывать пожарную охрану должен «каждый» работник, выявивший пожар или его признаки. Теперь в инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо указывать конкретных лиц, ответственных «за сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану».

Возможно, что такое решение связано с психологией поведения людей в чрезвычайных ситуациях. Нередко случается так, что при большом количестве свидетелей пожара никто вообще не вызывает пожарную охрану. Присутствие других людей влияет на процесс принятия решений. Если при пожаре присутствует много людей, то возникает так называемое «размывание ответственности», в результате которого каждый человек чувствует себя менее ответственным за происходящее. С учетом большого числа свидетелей на пожаре и их осведомленности о том, что многие другие люди также наблюдают за развитием ситуации, нередко каждый рассчитывает на то, что первым ответственность на себя за вызов пожарной охраны возьмет кто-то другой. Другими словами, «каждый» ожидает, что в пожарную охрану позвонит кто-то другой из числа «каждый гражданин». Если никто так и не сообщит о пожаре в пожарную охрану, то в этом не будет исключительно чей-то вины. Свидетели пожара всегда могут сказать: «Не надо обвинять только меня. Другие также не вызвали пожарных!»

С другой стороны, если свидетели пожара начнут поиски лица, назначенного ответственным «за сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану», то вызов пожарной помощи не получится осуществить «немедленно», как того требует пункт 71 ППР РФ.

Поэтому, с нашей точки зрения, при назначении ответственного лица «за сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану» можно в инструкции указать, что в случае отсутствия на рабочем месте такого ответственного лица, вызывать пожарную охрану должен «каждый» работник, выявивший пожар или его признаки.

  В соответствии с пунктом 8 отмененных ППБ 01-03 руководители организаций или индивидуальные предприниматели имели право назначать ответственными за пожарную безопасность только тех лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ должны выполнять соответствующие правила пожарной безопасности, либо обеспечивать их соблюдение на определенных участках работ.

  Теперь же пункт 4 новых ППР РФ не содержат каких-либо ограничений по назначению ответственных лиц: «Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте».

  Такая позиция согласуется с пунктом 36 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645, в котором определено, что «работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа» подлежат обучению пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства. Таким образом, руководитель организации теперь может назначать ответственных за пожарную безопасность вне зависимости от их занимаемых должностей при условии их обучения пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства.

  Пункт 7 отмененных ППБ 01-03 ранее определял: «Все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем».

  В настоящее время пункт 3 новых ППР РФ содержит иную формулировку: «Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности».

  При выполнении указанного пункта 3 ППР РФ основной акцент необходимо делать на определении: «Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности».

    Дело в том, что все вопросы, связанные с организацией и осуществлением обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, подробно регламентированы соответствующими нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденными приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645, зарегистрированным в Минюсте РФ 21.01.2008, рег. № 10938, (с изменением, внесенным приказом МЧС от 27.01.2009 № 35, зарегистрированным в Минюсте РФ 25.02.2009, рег. № 13429, заменившим в пункте 37 слова "имеющих лицензию на деятельность по тушению пожаров" словами "оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности").

  Таким образом, выполняя пункт 3 ППР РФ, необходимо выполнять требования НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций». Отметим, что «контроль за организацией обучения мерам пожарной безопасности работников организаций осуществляют органы государственного пожарного надзора» (п. 3 указанных НПБ).

  В соответствии с п. 9 данных НПБ «по характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой».

  Вводный противопожарный инструктаж в организации проводится руководителем организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации (п.12 НПБ).

   Проведение первичного противопожарного инструктажа осуществляется лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в каждом структурном подразделении, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации (п.17 НПБ).

   Повторный противопожарный инструктаж проводится по программе первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте со всеми работниками, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, не реже одного раза в год, а с работниками организаций, имеющих пожароопасное производство, не реже одного раза в полугодие (п.п. 22, 24 НПБ).

  Внеплановый противопожарный инструктаж проводится (п. 27 НПБ) работником, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в организации, или непосредственно руководителем работ (мастером, инженером), при наступлении событий, перечисленных в пункте 26 указанных НПБ.

  Целевой противопожарный инструктаж проводится (п. 29 НПБ) лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в организации, или непосредственно руководителем работ (мастером, инженером) при выполнении разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью (сварочные и другие огневые работы), а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 28 указанных НПБ.

  В соответствии с п. 32 рассматриваемых НПБ «обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год».

  В соответствии с пунктом 35 НПБ обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.

  При этом (п. 36 данных НПБ) обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят:

- руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности;

- работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа (прим. автора: речь идёт о тех работниках, которые после ПТМ получают право проводить противопожарный инструктаж с работниками);

- руководители первичных организаций добровольной пожарной охраны;

- руководители загородных оздоровительных учреждений для детей и подростков;

- работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы;

- водители пожарных автомобилей и мотористы мотопомп детских оздоровительных учреждений;

- иные категории работников (граждан) по решению руководителя.

  Пункт 37 данных НПБ определяет: «Обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности».

  По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации (т.е. без отрыва от производства) обучаются (в соответствии с п. 39 рассматриваемых НПБ):

- руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств;

- работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях (прим. автора: речь идёт о тех работниках, которые после ПТМ не получают право проводить противопожарный инструктаж);

- педагогические работники дошкольных образовательных учреждений;

- работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации;

- граждане, участвующие в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров на добровольной основе;

- работники, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ.

  Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку (п. 40 рассматриваемых НПБ).

  Необходимость наличия лицензии на образовательную деятельность — относится к области оказания услуг в области пожарной безопасности, т.е. к порядку реализации именно пункта 37 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», который связан с пунктом 36 указанных норм. Документ, выданный после ПТМ с отрывом от производства, дает законное право на проведение противопожарного инструктажа с работниками. Таким образом, поскольку после обучения ПТМ с отрывом от производства выдается документ, дающий право на проведение противопожарного инструктажа с работниками, то тот, кто без общеобразовательной лицензии проводит ПТМ и выдаёт какой-либо «документ» — тот нарушает Российское законодательство.

  Порядок реализации пунктов 39 и 40 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» не предусматривает выдачи какого-либо документа и поэтому не нуждается в наличии лицензии на образовательную деятельность. Однако и в этом случае тот, кто собирается проводить ПТМ без отрыва от производства (то есть без выдачи какого-либо документа, то есть без права на проведение противопожарного инструктажа с работниками), тот сам должен быть обучен с отрывом от производства в организации, имеющей лицензию на образовательную деятельность. При этом следует не забыть про требование пункта 43 рассматриваемых НПБ, а именно: «Для проведения проверки знаний требований пожарной безопасности работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в организации без отрыва от производства, приказом (распоряжением) руководителя организации создается квалификационная комиссия в составе не менее трех человек, прошедших обучение и проверку знаний требований пожарной безопасности в установленном порядке».

Категория: статьи | Просмотров: 12434 | Добавил: deathtalker | Рейтинг: 4.8/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Апрель 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Архив записей
Copyright MyCorp © 2017 Конструктор сайтов - uCoz