|
Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте. Поэтому просветительская пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего детства ещё в родительском доме. Велика любознательность ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И, конечно, в первую очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым ребёнок встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой – огонь; папа щёлкнул зажигалкой – опять огонь; первая осознанная встреча Нового года – и всё небо полыхает огнями петард; даже настенные электровыключатели и розетки вокруг ребёнка зажигают свет – огонь. На первом же этапе детского любопытства немедленно возникает необходимость пресечь любые шалости и игры с огнём. И здесь, к сожалению, одних словесных разъяснений оказывается всегда недостаточно. После того, как ребёнок проявил первый интерес к огню, становится уже жизненно-необходимым провести профилактическое ознакомление его с грозящей опасностью. Так, например, поднеся в своей руке руку ребёнка к горячему пламени, можно своевременно сформировать первые впечатления ребёнка об опасности огня, заставить его осознать реальную необходимость быть осторожным в обращении с любым проявлением огня. Детские впечатления останутся с человеком на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать опасность огня. В возрасте от трёх до шести лет дети часто в своих играх повторяют поступки и действия взрослых, отображают их поведение и труд. На данном этапе развития ребёнка, кроме мер воспитательного характера, требуется ещё и установление надёжного режима недоступности со стороны ребёнка ко всем пожароопасным веществам, электроприборам и предметам. Пока ребёнок не подрастёт: горючие жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки, обогреватели и т.п. – следует убирать в такие места, откуда он не сможет их достать. Причём прятать это нужно так, чтобы у ребёнка не возникло подозрение, что названные предметы умышленно скрываются от него, иначе любопытство может взять верх над запретом. Особо следует обратить внимание родителей на недопустимость учить детей считать с помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные фигурки из отдельных спичек. Во всём этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их, специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни. Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов, интересующих его, тем разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих действиях. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом присутствии взрослых. К семи годам ребёнок уверенно овладевает умением пользоваться самыми различными предметами. Не случайно в этом возрасте ребёнок, на предложение взрослых помочь ему что-либо сделать, часто отвечает: «Я сам».
Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек. Учитывая естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, зажигалками, свечами, бытовыми электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и угрозами родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они возбуждают любопытство, повышают стремление к сопротивлению и, тем самым, подстрекают к самостоятельным действиям. После безоговорочных запретов дети начинают играть с пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий простор для детских поджогов. Своевременно проведённое взрослыми обучение детей правильному и безопасному обращению с окружающими их пожароопасными предметами способно значительно охладить пыл опасного влечения к недозволенному. Теперь уже прятать от детей спички, зажигалки и пожароопасные электроприборы следует только тогда, когда они остаются дома одни или играют без присмотра со стороны взрослых. Конечно, было бы неправильно полагаться на то, что дети будут играть только в те игры, которые им заранее посоветовали взрослые. Поэтому, прежде чем оставить ребёнка одного, нужно ещё раз проверить, что спички и зажигалки спрятаны; что электрические плитки, чайники, утюги – выключены из электрической сети и убраны в места, недосягаемые для детей; что легковоспламеняющиеся жидкости находятся в местах, неизвестных детям; что огонь в печке или камине погас, и там точно не осталось раскалённых углей и т.д. Предупреждая использование в играх огнеопасных предметов, важно в то же время приучать ребёнка ничего не брать без разрешения, даже если это лежит на виду, не заперто и не закрыто. При этом совершенно необходимо периодически проверять и контролировать содержание детских карманов и мест потайных «секретов». Не следует после празднования Нового года сохранять на будущее какие-либо запасы петард и бенгальских огней. Если ребёнок случайно обнаружит такие «заначки» пиротехники, то соблазн применить их без спроса взрослых почти всегда оказывается сильнее его воли и воспитания. Однако от педагогов и родителей требуется не только умение контролировать поведение детей и предупреждать возможные опасности. Необходимо также уметь организовать досуг детей с внесением элементов воспитания у них навыков пожаробезопасного поведения, осторожного обращения с огнём, действий при возможном пожаре. Рассказывая ребёнку, почему нельзя играть с огнём, нужно стремиться к тому, чтобы он действительно осознал, что спички и зажигалки – не игрушки, а огонь – не забава; чтобы у него сложилось реальное впечатление о пожаре, как о тяжёлом бедствии для людей.
Основным опасным (поражающим) фактором пожара, от действия которого гибнет до 80% всех жертв на пожарах, является дым, содержащий угарный газ (CO) и другие токсичные продукты горения. Так, например, в процессе горения такого распространённого вещества как поливинилхлорид (ПВХ) выделяется соляная кислота, хлор и даже фосген (боевой отравляющий газ). Известно, что если во время пожара на путях эвакуации (коридор, лестничная площадка и пр.) видимость в дыму составляет менее 10 метров, то входить в такую дымовую завесу без специальных средств защиты смертельно опасно, так как человеку хватит нескольких вдохов для потери сознания. Поступая с воздухом в лёгкие, угарный газ проникает в кровь, где активно соединяется с гемоглобином и образует устойчивое соединение карбоксигемоглобин. Это приводит к нарушению механизма переноса кислорода из лёгких к тканям, вызывает в организме дефицит кислорода, способствует быстрому удушью. К сожалению, от действия угарного газа нельзя защититься, прикрыв нос и рот влажной тканью. Следует чётко знать, что угарный газ не задерживается ни сухой, ни влажной тканью, ни респиратором, ни даже обычным противогазом, и в этом он схож с кислородом и углекислым газом. Ткань, увлажнённая водой (например, из вазы с цветами или из бутылки с каким-нибудь газированным напитком), действует как примитивный фильтр и может защитить бронхи и лёгкие от поражения раздражающими веществами, присутствующими в аэрозольном составе дыма. Однако от отравления угарным газом данный способ не спасает. От губительного действия угарного газа могут спасти только изолирующие средства защиты: специальные самоспасатели, портативные дыхательные устройства, кислородные изолирующие противогазы, дыхательные аппараты со сжатым воздухом. Таким образом, индивидуальные средства защиты от угарного газа нельзя назвать простыми и легкодоступными, которые могут быть всегда под рукой. Дым опасен не только содержащимися в нём токсичными веществами, но и снижением видимости. При этом пожар зачастую сопровождается отключением напряжения.
К сожалению, у многих в темноте возникает паника. Людьми овладевает страх, подавляющий сознание, волю. В таком состоянии человек теряет способность ориентироваться, правильно оценивать обстановку. При этом резко возрастает внушаемость, и команды воспринимаются без соответствующего анализа и оценки, действия становятся автоматическими, сильнее проявляется склонность к подражанию. Примерно у 20% лиц отмечается частичное сужение сознания, для руководства ими необходимы более сильные (резкие, краткие, громкие) команды, сигналы. Панические реакции у детей, подростков, женщин и пожилых людей часто проявляются в форме ступора (оцепенение). В этом случае наблюдается расслабленность, вялость действий, общая заторможенность, а при крайней степени проявления – полная обездвиженность, в которой человек физически не способен выполнить команду. Поэтому во время пожаров они нередко остаются в помещении (причём дети даже прячутся), и при эвакуации их приходится выносить (а детей даже искать). Панические реакции, противоположные заторможенности, проявляются в форме фуги (бега) и наблюдаются примерно у 85% людей, оказавшихся в опасной для жизни ситуации, при этом для их поведения характерно хаотическое метание, дрожание рук, тела, голоса. Речь их становится ускоренной, высказывания могут быть непоследовательными, а ориентирование в окружающей обстановке оказывается поверхностным. Испытывая страх и заражая им друг друга, люди создают крайне неблагоприятные условия для организованной эвакуации. При отсутствии руководства в период эвакуации паническое состояние людей приводит к образованию людских пробок на путях эвакуации, взаимному травмированию и даже игнорированию свободных и запасных выходов. Анализ пожаров, а также практические испытания по изучению скорости и характера задымления зданий повышенной этажности (без включения систем противодымной защиты) показывают: скорость движения дыма в лестничной клетке составляет 7 – 8 метров в минуту. При возникновении пожара на одном из нижних этажей уже через 5 – 6 минут задымление распространится по всей высоте лестничной клетки. Уровень задымления таков, что находиться в лестничной клетке без специальных средств индивидуальной защиты органов дыхания невозможно. Одновременно происходит задымление помещений верхних этажей, особенно расположенных с подветренной стороны. Нагретые продукты горения, поступая в объём лестничной клетки, повышают температуру воздуха. Установлено, что уже на 5-й минуте от начала пожара температура воздуха в лестничной клетке, примыкающей к месту очага пожара, достигает до 140ºС, что значительно превышает предельно допустимое значение для человека. По высоте лестничной клетки в пределах двух-трёх этажей от того уровня, где возник пожар, создаётся как бы тепловая подушка, преодолеть которую без средств индивидуальной защиты невозможно. Нередко кто-то решается пробежать задымлённое пространство, задержав дыхание, хорошо представляя себе выход на улицу. Однако в темноте можно за что-то зацепиться одеждой или споткнуться о непредвиденное препятствие. Кроме того, очаг пожара может находиться на нижнем этаже, и тогда путь к спасению – только наверх, то есть задержки дыхания может просто не хватить, чтобы успеть вернуться обратно в квартиру, помещение.
Учитывая вышесказанное, в ходе обучения детей мерам пожарной безопасности и действиям при пожаре, педагогам и родителям необходимо разобрать с детьми (в меру их возрастного понимания) два распространённых случая: когда из здания при пожаре ещё можно выйти, и когда самостоятельная эвакуация обычным путём уже невозможна. Прежде всего, следует определить для себя, выходить или не выходить. 1-й важный совет. Если огонь не в вашем помещении (комнате), то прежде чем открыть дверь и выйти наружу, убедитесь, что за дверью нет большого пожара: приложите свою руку к двери или осторожно потрогайте металлический замок, ручку. Если они горячие, то ни в коем случае не открывайте эту дверь. 2-й важный совет. Не входите туда, где большая концентрация дыма и видимость менее 10 м: достаточно сделать несколько вдохов и вы можете погибнуть от отравления продуктами горения. В спокойной обстановке определите на своём этаже или в коридоре: сколько это 10 метров? Если дым и пламя позволяют выйти из помещения наружу, то: — уходите скорее от огня; ничего не ищите и не собирайте; — ни в коем случае не пользуйтесь лифтом: он может стать вашей ловушкой; — знайте, что вредные продукты горения выделяются при пожаре очень быстро; для оценки ситуации и для спасения вы имеете очень мало времени (иногда всего 5—7 мин); — если есть возможность, попутно отключите напряжение на электрическом щите, расположенном на лестничной клетке; — дым, вредные продукты горения могут скапливаться в помещении на уровне вашего роста и выше, поэтому пробирайтесь к выходу на четвереньках или даже ползком; ближе к полу температура воздуха ниже и больше кислорода; — по пути за собой плотно закрывайте двери, чтобы преградить дорогу огню (дверь может задержать распространение горения более чем на 10—15 мин!). Это даст возможность другим людям также покинуть опасную зону или даже организовать тушение пожара первичными средствами пожаротушения до прибытия подразделений пожарной охраны (например, проложить рукавную линию от пожарного крана и подать воду от внутреннего противопожарного водопровода); — если дыма много, першит в горле, слезятся глаза — пробирайтесь, плотно закрывая дыхательные пути какой-нибудь многослойной хлопчатобумажной тканью, дышите через ткань. Хорошо, если вы сможете увлажнить внешнюю часть этой ткани. Этим вы спасёте свои бронхи и лёгкие от действия раздражающих веществ. Но помните, что этот способ не спасает от отравления угарным газом; — покинув опасное помещение, не вздумайте возвращаться назад за чем-нибудь: во-первых, опасность там сильно возросла, а во-вторых, вас в том помещении никто не будет искать и спасать, потому что все видели, что вы уже вышли на улицу; — в случае если вы вышли из здания незамеченными (например, через кровлю и наружную пожарную лестницу на стене сооружения), то обязательно сообщите о себе находящимся во дворе людям. Если дым и пламя в соседних помещениях не позволяют выйти наружу: — не поддавайтесь панике; помните, что современные железобетонные конструкции в состоянии выдержать высокую температуру; — если вы отрезаны огнём и дымом от основных путей эвакуации в многоэтажном здании, проверьте, существует ли возможность выйти на крышу или спуститься по незадымляемой пожарной лестнице, или пройти через соседние лоджии; — если возможности эвакуироваться нет, то для защиты от тепла и дыма постарайтесь надёжно загерметизировать своё помещение. Для этого плотно закройте входную дверь, намочите водой любую ткань, обрывки одежды или штор и плотно закройте (заткните) ими щели двери изнутри помещения. Во избежание тяги из коридора и проникновения дыма с улицы — закройте окна, форточки, заткните вентиляционные отверстия, закройте фрамуги вентиляционных решеток; — если есть вода, постоянно смачивайте двери, пол, тряпки; — если в помещении есть телефон, звоните по «01», даже если вы уже звонили туда до этого, и даже если вы видите подъехавшие пожарные автомобили. Объясните диспетчеру, где именно вы находитесь, и что вы отрезаны огнём от выхода; — если комната наполнилась дымом, передвигайтесь ползком — так будет легче дышать (около пола температура ниже и кислорода больше); — оберните лицо повязкой из влажной ткани, наденьте защитные очки; — продвигайтесь в сторону окна, находитесь возле окна и привлекайте к себе внимание людей на улице; — если нет крайней необходимости (ощущения удушья, помутнения сознания), старайтесь не открывать и не разбивать окно, так как герметичность вашего убежища нарушится, помещение быстро заполнится дымом и дышать даже у распахнутого окна станет нечем. Благодаря тяге вслед за дымом в помещение проникнет пламя. Помните об этом, прежде чем решиться разбить окно. Опытные пожарные говорят: «Кто на пожаре разбил окно, тому придется из него прыгать»; — привлекая внимание людей и подавая сигнал спасателям, не обязательно открывать окна и кричать, можно, например, вывесить из форточки или из окна (не распахивая их!) большой кусок яркой ткани. Если конструкция окна не позволяет этого сделать, можно губной помадой во всё стекло написать «SOS» или начертить огромный восклицательный знак; — если вы чувствуете в себе достаточно сил, а ситуация близка к критической, крепко свяжите шторы, предварительно разорвав их на полосы, закрепите их за батарею отопления, другую стационарную конструкцию (но не за оконную раму) и спускайтесь. Во время спуска не нужно скользить руками. При спасании с высоты детей нужно обвязывать их так, чтобы веревка не затянулась при спуске. Надо продеть руки ребёнка до подмышек в глухую петлю, соединительный узел должен находиться на спине. Обязательно нужно проверить прочность верёвки, прочность петли и надёжность узла. Довольно часто люди, переоценивая свои силы и пытаясь поначалу справиться с огнём самостоятельно, промедляют с вызовом пожарной охраны, рискуя при этом не только своей жизнью, но и жизнью окружающих. Затруднение вызывает требование звонить в пожарную охрану при обнаружении признаков горения (задымление, запах гари). Люди, не имея юридических знаний, опасаются ответственности за «ложный вызов». В результате теряются драгоценные минуты, упущенные от момента выявления признаков пожара до сообщения на пульт «01». Нередко, за время, потраченное на поиски источника задымления, пожар успевает перейти в стадию объёмного развития и набирает непреодолимую силу (пожар может скрыто развиваться в технологических коммуникациях, в вентиляционных системах, в межстенных пространствах, за фальшпотолком). В соответствии со статьёй 19.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказанию в виде денежных штрафов подлежат только лица, совершившие «заведомо ложный вызов» специализированных служб (пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи и др.) из хулиганских или иных побуждений. Граждане, доложившие в пожарную охрану об обнаружении признаков горения (задымление, запах гари и тому подобное), даже в случае ложного вызова, могут рассматриваться только как добросовестные исполнители своего гражданского долга перед обществом и государством. Законом ответственность предусмотрена только за «заведомо ложный вызов», а не за честное исполнение гражданских обязанностей. При этом явным свидетельством и доказательством того, что вызов не является заведомо ложным, служит сообщение своей фамилии, должности, контактного телефона. После незамедлительного вызова пожарной охраны все остальные действия при пожаре могут происходить практически одновременно, в зависимости от количества присутствующих людей, их подготовки и возможностей. Тушение пожаров осуществляется в основном противопожарными профессиональными подразделениями. Однако каждый гражданин должен уметь ликвидировать загорания и при необходимости (по мере возможности и с учётом соблюдения условий личной безопасности) участвовать в борьбе с пожаром. Мало кто знает, что прообраз огнетушителя изобрёл русский учёный, бывший крепостной Семён Власов. В далёком 1815 году он предложил использовать в борьбе с огнём отходы мыловаренного производства, ставшими впоследствии первыми предпосылками для создания современных огнетушителей. Они остаются и сегодня наиболее распространёнными средствами пожаротушения. Как отмечают специалисты, по виду применяемого огнетушащего вещества наибольшее распространение получили огнетушители трёх типов: порошковые, воздушно-пенные и углекислотные. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.
Воздушно-пенные огнетушители – надёжно тушат пламя, однако ими нельзя тушить не обесточенные электроприборы и горящую электропроводку без предварительного снятия напряжения. Углекислотные огнетушители предназначены для тушения загораний различных веществ и материалов, горение которых не сопровождается тлением и (или) обугливанием, а также электроустановок, кабелей и проводов, находящихся под напряжением до 1000 В. Заряд углекислотных огнетушителей находится под высоким давлением, поэтому корпуса (баллоны) снабжаются предохранительными мембранами, а заполнение диоксидом углерода допускается до 75%. Для приведения в действие ручных углекислотных огнетушителей (ОУ-2, ОУ-5 и т.п.) необходимо: - используя транспортную рукоятку, снять и поднести огнетушитель к месту горения; - направить раструб огнетушителя на очаг горения и открыть запорно-пусковое устройство, которое позволяет прерывать подачу углекислоты и подавать огнетушащий заряд дозированными порциями. При работе углекислотных огнетушителей запрещается держать раструб незащищённой рукой, так как при выходе углекислоты образуется снегообразная масса с температурой до минус 80oС. При использовании углекислотных огнетушителей необходимо иметь в виду, что углекислота в больших концентрациях к объёму помещения может вызвать отравления, поэтому небольшие помещения после применения углекислотных огнетушителей следует проветрить. Порошковые огнетушители предназначены для тушения пожаров твёрдых, жидких и газообразных веществ (в зависимости от марки используемого огнетушащего порошка), а также электроустановок, находящихся под напряжением до 1 кВ (1000 В). Для приведения в действие ручных порошковых огнетушителей (ОП-2, ОП-5, ОП-10) необходимо: - поднести огнетушитель к очагу пожара. При этом следует помнить, что проход через зону выброса порошка может оказаться затруднённым из-за воздействия порошкового облака на органы дыхания и зрения, поэтому не допускается его применение на путях эвакуации до полного завершения эвакуации людей; - выдернуть клин или чеку, нажать на рычаг и направить струю порошка в огонь. Для прекращения подачи струи порошка достаточно опустить рычаг. В рабочем положении огнетушитель следует держать строго вертикально, не переворачивая его. Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода предназначены для тушения обесточенных объектов. Для безопасного применения оснастки пожарного крана внутреннего противопожарного водопровода необходимо участие двух добровольцев, которые при прокладке рукавной линии должны учитывать стандартную длину пожарного рукава – 20 метров. При этом «первый номер» разматывает пожарный рукав и направляет ствол на очаг пожара, а «второй номер» открывает вентиль подачи воды и устраняет загибы и зацепы рукава. Во избежание поражения электрическим током категорически запрещается тушить водой электроустановки под напряжением. Горючие жидкости, магниевые и алюминиевые сплавы металлов также запрещается тушить водой, так как в этих случаях вода будет только способствовать горению. Способы и методы оказания доврачебной помощи пострадавшим при пожаре представлены следующей инструкцией, а именно: 1) что бы ни случилось с пострадавшим на пожаре — отравление, травма или ожог - помощь необходимо начинать с вынесения человека из зоны воздействия поражающих факторов пожара и срочного вызова скорой медицинской службы; 2) в случае лёгкого отравления угарным газом (первые признаки - ухудшение зрения, снижение слуха, лёгкая боль в области лба, головокружение, ощущение пульсации в висках, снижение координации движений и аналитического мышления) пострадавшему следует обеспечить возможно более раннее и длительное вдыхание кислорода, дать выпить кофе или крепкий чай, дать понюхать нашатырный спирт; 3) при сильном отравлении угарным газом (признаки - потеря ощущения времени, тошнота, рвота) пострадавшего следует поскорее вынести в лежачем положении (даже если он может передвигаться сам) на свежий воздух, освободить от стесняющей дыхание одежды (расстегнуть воротник, пояс), придать телу удобное положение и обеспечить покой; 4) пострадавшего от действия угарного газа следует оберегать от охлаждения, при этом для согревания рекомендуется использовать грелки, приложить горчичники к ногам; 5) если пострадавший теряет сознание, возможно проведение искусственного дыхания и растирания тела; 6) если пострадавший находится без сознания, его необходимо поместить в «безопасное положение» — спиной вверх, открыв дыхательные пути и исключив западание языка в глотку; 7) если пострадавший получил химические ожоги кожных покровов, то его одежду, пропитанную дымным аэрозолем, следует немедленно удалить, промыть кожу большим количеством проточной воды, дать обезболивающее средство; 8) если пострадавший получил ожоги без нарушения целостности ожоговых пузырей, тогда следует немедленно подставить обожжённый участок кожи под холодную воду на 10 — 15 минут или приложить стерильный пакет со льдом, снегом, затем наложить стерильную повязку (накладываемую на ожог повязку в целях обеззараживания необходимо прогладить утюгом, в полевых условиях — прокалить над огнем, костром) и дать обезболивающее средство; 9) если пострадавший получил ожоги с нарушением целостности ожоговых пузырей, то ему следует дать обезболивающее средство (например, 2 таблетки растолченного анальгетика не запивая положить под язык), дать выпить стакан щёлочно-солевой смеси (1 чайная ложка поваренной соли и (или) половина чайной ложки пищевой соды, растворённые в двух стаканах воды) и доставить как можно скорее в больницу; 10) при ожогах категорически запрещается: — смазывать обожжённую поверхность маслами, жирами, спиртом, йодом, зелёнкой, лосьонами и т.п.; — отслаивать кожу, вскрывать или прокалывать ожоговые пузыри; — бинтовать обожжённую поверхность, накладывать пластырь и тугие повязки; — промывать водой места ожогов с нарушением целостности ожоговых пузырей; — прикасаться к поражённым участкам, удалять с повреждённой кожи остатки одежды и грязь, так как огонь оказывает очищающее и обеззараживающее действие, а ткани одежды, припекшиеся к коже, образуют асептическую повязку. Известно, что маленькие дети значительно легче и глубже усваивают знания, приобретают те или иные навыки, если объяснения взрослых облекаются в легкодоступную для ребёнка стихотворную форму и сопровождаются показом соответствующих наглядных материалов. Рассматривая картинки, дети почти всегда выражают вслух своё отношение к изображаемому. Взрослым необходимо поддерживать разговоры детей, направлять их в нужное русло, помогать лучше понять содержание картинки, а главное – высказаться по поводу её содержания в воспитательном ключе.
Зрелище пожара бывает очень красочным и захватывающим, для стороннего наблюдателя – не страшным и даже притягательным. Взрослые должны непременно пояснить ребёнку опасность, заключённую в пожаре. Процесс рассматривания картинки на противопожарную тему имеет целью воспитать у ребёнка понимание всей опасности шалости с огнём, иначе простое рассматривание даже самой «страшной» картинки может не вызвать у ребёнка ожидаемой реакции, а наоборот: возбудит интерес к огню и желание испытать на собственном опыте то, чем пугают и что запрещают. Воспитательный эффект от стихов и картинок будет гораздо более действенным, если слуховое и зрительное восприятие ребёнка будет подкреплено также и его самостоятельной творческой активностью, непосредственным участием самого ребёнка в процессе создания соответствующих наглядных пособий и иллюстраций. Например, можно вместе с ребёнком изготовить небольшой плакат-аншлаг для вывешивания на входной двери квартиры на тему: СТОЙ ! ПРОВЕРЬ: - ГАЗ - ВОДУ - ОКНА - КЛЮЧИ - ЭЛЕКТРОЛАМПЫ и РОЗЕТКИ При этом, конечно, не следует забывать, что обучающее воздействие на ребёнка оказывают не только соответствующие занятия. Поступки и действия взрослых также имеют большое воспитательное значение. Более того, можно обоснованно утверждать, что сильнее всего на ребёнка действуют не слова и нравоучения, а живой пример поведения отца, матери, педагога. Уже тот факт, когда взрослые сами осторожны с огнём и не дают детям играть с ним, оказывает известное благотворное влияние на ребёнка. И наоборот, если взрослые в присутствии детей позволяют себе: — бросать где угодно (например, на улице, в лесу, из окна или с балкона) непотушенные сигареты и спички; — пользоваться для освещения помещений зажжённой бумагой, спичками; — разжигать костры в неположенных для этих целей местах; — оставлять в лесу незатушенные костры и угли; — устраивать огневые шоу и игрища за праздничным столом; — пользоваться неисправными бытовыми электроприборами и другими электротехническими изделиями; — эксплуатировать электропровода на скрутках и (или) с нарушенной защитной изоляцией; — не знать, не желать знать, просто игнорировать соблюдение требований правил пожарной безопасности, — тогда: дети неминуемо будут этому подражать, а пробел в противопожарном образовании и воспитании будет продолжать приносить свои горькие плоды в виде очередных страшных пожаров с гибелью людей.
| |