Понедельник, 30.12.2024, 20:55
ЗА пожарное ДЕЛО!Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
статьи [27]
полезные ссылки [18]
Мини-чат
Форма входа
статистика
Block title
Главная » 2013 » Апрель » 28 » Незаконные пожарные формирования
00:43
Незаконные пожарные формирования
о том, почему руководители организаций не имеют права создавать своими приказами (распоряжениями) какие-либо добровольные пожарные формирования (ДПД, ДПК, ДПФ, НППФ).

 

Разберем вопрос, почему руководители организаций в настоящее время не имеют права создавать своими приказами (распоряжениями) какие-либо добровольные пожарные формирования (ДПД, ДПК, ДПФ, НППФ).

Начнем с рассмотрения основы обеспечения пожарной безопасности, которой является Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О пожарной безопасности", определяющий общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).

Сразу заметим, что в соответствии со статьей 4 указанного закона пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

 - государственная противопожарная служба;

 - муниципальная пожарная охрана;

 - ведомственная пожарная охрана;

 - частная пожарная охрана;

 - добровольная пожарная охрана.

Основными задачами представленных пяти видов пожарной охраны являются:

 - организация и осуществление профилактики пожаров;

 - спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

 - организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Каких-либо иных других формирований, кроме указанных пяти видов пожарной охраны, которые могли бы иметь указанные задачи, закон не предусматривает.

То есть, если где-то появится какое-либо формирование, не подходящее ни под один из указанных видов пожарной охраны и при этом пытающееся решать представленные выше задачи, то это будет незаконное формирование, потому что его создание не предусмотрено законом.

Закон допускает создание в организациях ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны.

При этом порядок создания подразделений указанных видов пожарной охраны также регулируется самим законом, а не отдан на произвол руководителей организаций.

В соответствии со статьей 12 закона «О пожарной безопасности» организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

  В соответствии со статьей 12.1 закона «О пожарной безопасности» организациями может создаваться частная пожарная охрана.

 Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

 Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.

 Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

Относительно возможности создания добровольной пожарной охраны в организациях статья 13 закона «О пожарной безопасности» определяет следующее:

«Добровольная пожарная охрана создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Такая формулировка статьи 13 изложена в редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 345-ФЗ "О внесении изменений в статьи 10 и 13 Федерального закона "О пожарной безопасности" в связи с принятием Федерального закона "О добровольной пожарной охране".

Таким образом, все вопросы, связанные с созданием подразделений добровольной пожарной охраны в организациях регулируются Федеральным законом от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». Данный закон принят в целях правового регулирования на законодательном уровне деятельности по оперативному тушению пожаров силами добровольцев и неспециализированных организаций.

Указанный закон устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

 Особое внимание в указанном законе вызывают следующие положения, а именно:

  - «добровольный пожарный» – физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (пункт 2 статьи 2);

   - «добровольная пожарная дружина – территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения» (пункт 3 статьи 2);

  - «добровольная пожарная команда» – территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и имеющее на вооружении мобильные средства пожаротушения (пункт 4 статьи 2);

   - «Добровольные пожарные обязаны быть членами или участниками общественных объединений пожарной охраны» (часть 9 статьи 6);

   - «В форме общественных учреждений пожарной охраны создаются добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, ставящие своей целью участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях (территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины) или в организациях (объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины)» (часть 2 статьи 8);

  - «Учредителями объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины могут выступать физические лица из числа работников организации с согласия собственника имущества организации» (часть 7 статьи 8);

Простыми словами, это означает, что создать ДПФ в виде ДПД или ДПК в организации можно не приказом (распоряжением) руководителя, а только путем учреждения общественного объединения, как это предусмотрено законом. То есть, если руководитель организации просто своим приказом (распоряжением) создаст ДПД, ДПК – тогда это будет незаконное формирование, находящееся вне рамок российского законодательства.

Отметим, что «физическое лицо приобретает статус добровольного пожарного с момента обязательной регистрации этого физического лица в реестре добровольных пожарных» (часть 1 статьи 13 закона 100-ФЗ).

При этом статья 9 «Порядка формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных», утвержденного Приказом МЧС РФ от 04.08.2011 № 416 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.10.2011 № 22031), определяет следующее:

«К заявлению о регистрации в реестре общественных объединений пожарной охраны объектового подразделения добровольной пожарной охраны, не зарегистрированного в качестве юридического лица, прилагается копия положения об общественном объединении».

Как видим, для регистрации в реестре добровольных пожарных, без которой никто не приобретает такой статус, требуется не приказ (распоряжение) руководителя организации о создании ДПД или ДПК, а требуется «копия положения об общественном объединении».

Особо отметим, что в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны) – подлежит лицензированию.

При этом порядок лицензирования деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны), определен "Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.01.2012 № 69.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности позволяет в организации создать законно:

 - ведомственную пожарную охрану (нужна лицензия на ее деятельность);

 - частную пожарную охрану (тоже нужна лицензия на ее деятельность);

 - добровольную пожарную охрану (не требуется лицензия на ее деятельность) в форме общественных учреждений ДПД, ДПК.

Таким образом, если руководитель организации создаст своим приказом (распоряжением) какое-либо невоенизированное противопожарное формирование (НППФ) или некое иное пожарное формирование, непредусмотренное законами 69-ФЗ и 100-ФЗ, то это будет настоящее незаконное формирование, существование которого противоречит Законодательству РФ о пожарной безопасности.

Новыми «Правилами противопожарного режима в РФ», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года  №  390, вопрос создания в каких-либо организациях добровольных пожарных формирований (ДПК, ДПД) не регламентируется и не рассматривается, так как создание добровольных общественных объединений – это дело исключительно добровольное, а не принудительное.

Однако, не смотря на отмену Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), по-прежнему продолжают действовать (не отменены) более «древние» ведомственные правила пожарной безопасности, которые все еще содержат требования (или рекомендации) по созданию ДПД на подведомственных организациях и предприятиях.

Такая ситуация оказалась возможной в силу самого определения термина «нормативные документы по пожарной безопасности», представленного в статье 1 закона «О пожарной безопасности» в редакции Федерального закона от 09.11.2009 № 247-ФЗ, а именно:

«нормативные документы по пожарной безопасности – национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности».

Представленное выше законодательное определение понятия «нормативные документы по пожарной безопасности» совершенно не предусматривает обязательное придание таким документам правового статуса путем их регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

То есть, все «действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности» – являются действующими нормативными документами по пожарной безопасности совершенно независимо от их регистрации Минюстом РФ или от отсутствия у них такого правового статуса.

Таким образом, все неотмененные ведомственные правила пожарной безопасности продолжают действовать, не зависимо от их года издания.

Однако при выполнении «древних» ведомственных документов, содержащих требования пожарной безопасности, необходимо одновременно выполнять положения и новых документов. И наоборот, выполняя положения новых документов, нельзя забывать и о выполнении требований старых неотмененных документов. Не следует при этом искать противоречия между документами. Придется изыскивать способ их гармоничного сочетания при единовременном исполнении, так как то, что одному кажется «противоречием», инспектору по пожарному надзору и суду представляется просто дополнением требований одного документа к другому без каких-либо противоречий, а в едином согласии и абсолютной гармонии.

Так, например, пункт 2.4 неотмененных Правил пожарной безопасности для предприятий и организаций газовой промышленности (ВППБ 01-04-98), утвержденных Приказом Минтопэнерго Российской Федерации от 18.06.1998г. № 214, содержит следующее требование:

«Руководитель предприятия, организации обязан: организовать добровольные пожарные дружины и пожарно-техническую комиссию, обеспечить их работу в соответствии с действующими положениями (Приложения 2 и 3)».

Еще пример, пункт 1.2.2 до сих пор действующих Правил пожарной безопасности для учреждений здравоохранения (ППБО 07-91), утвержденных Минздравом СССР 30.08.1991, ГУПО МВД СССР 30.06.1991, по-прежнему определяет:

«Руководитель учреждения обязан: организовать и утвердить приказами составы добровольной пожарной дружины и пожарно-технической комиссии, обеспечить их работу в соответствии с действующими положениями (прил. 1 и 2)».

В такой правовой ситуации, если руководитель организации стремится выполнить положения ведомственных правил пожарной безопасности, требующих создание в организации ДПД, и при этом не хочет оказаться нарушителем закона, для создания ДПД руководителю следует использовать не собственные приказы (распоряжения), а нормы и положения Федерального закона от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».

Иначе, исполняя буквально требования «древних» ведомственных документов, можно оказаться нарушителем федеральных законов.

 То есть, руководители организаций в настоящее время действительно лишены возможности создавать своими приказами (распоряжениями) какие-либо добровольные пожарные формирования (ДПД, ДПК, ДПФ) и не имеют права создавать «нечто» (например, НППФ), не предусмотренное законами 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».


Автор: deathtalker


Категория: статьи | Просмотров: 8771 | Добавил: deathtalker | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Апрель 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz