Суббота, 15.08.2020, 02:48
ЗА пожарное ДЕЛО!Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
статьи [27]
полезные ссылки [18]
Мини-чат
Форма входа
статистика
Block title
Главная » 2010 » Январь » 9 » Порядок применения положений Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
00:06
Порядок применения положений Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», устанавливающий новые требования к системе обеспечения пожарной безопасности объектов организаций, зданий и сооружений. Весь комплекс вопросов, связанных с обеспечением пожарной безопасности, теперь действует в новом правовом поле, которое существенным образом отличается от привычного, действовавшего на протяжении многих десятилетий. Теперь предусмотрен совершенно новый принцип обеспечения пожарной безопасности в России — декларирование пожарной безопасности. Подавая декларацию в уведомительном порядке, собственники объектов получают право самостоятельно выбирать способы их пожарной защиты. При этом вся ответственность за полноту и достоверность содержащихся в Декларации сведений, а также в случае возникновения пожара, включая компенсацию ущерба третьим лицам, ложится на собственника объекта.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона. Кроме того, при изменении функционального назначения зданий, сооружений, строений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений, строений или помещений (ч. 3 ст. 80 Технического регламента).
В законе «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено понятие пожарного риска (мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей), а также понятие допустимого пожарного риска (пожарного риска, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий). В нем дается полное описание строительных объектов по огнестойкости, требования к документации, классификацию помещений и продукции по критериям пожарной безопасности. Также в нем говорится (статья 5), что система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила). При этом требования организационного характера, определяющие действия граждан, должностных и юридических лиц по выполнению мер пожарной безопасности, заложены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313, зарегистрированным в Минюсте РФ 27 июня 2003 года (регистрационный № 4838), которые решением Правительства Российской Федерации выведены из сферы технического регулирования и поэтому остаются действующими, обязательными для применения и исполнения всеми организациями, независимо от их вида деятельности и формы собственности.
В развитие требований и положений Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» разработаны следующие своды правил, которые являются нормативными документами по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения, это:
СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (приказ МЧС России от 25.03.2009 № 171);
СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (приказ МЧС России от 25.03.2009 № 172);
СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (приказ МЧС России от 25.03.2009 № 173);
СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (приказ МЧС России от 25.03.2009 № 174);
СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (приказ МЧС России от 25.03.2009 № 175);
СП 6.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности» (приказ МЧС России от 25.03.2009 № 176);
СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования» (приказ МЧС России от 25.03.2009 № 177 );
СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (приказ МЧС России от 25.03.2009 № 178);
СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (приказ МЧС России от 25.03.2009 № 179);
СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» (приказ МЧС России от 25.03.2009 № 180);
СП 11.13130.2009 «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения» приказ МЧС России от (25.03.2009 № 181);
СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» (приказ МЧС России от 25.03.2009 № 182).
Нужно понимать, что в соответствии со ст. 6 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» выполнение указанных сводов правил является не обязательным только в случае проведения расчета по оценке пожарного риска, подтвердившего, что пожарный риск не превышает допустимых значений. С вступлением в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с 1 мая 2009 года) каждый объект защиты (здание, сооружение, технологические установки, оборудование) в организации должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, отвечающую заданным нормам пожарного риска. Необходимость проведения оценки риска вводится законом на всех этапах жизненного цикла объекта от проектирования до эксплуатации.
Данный Федеральный закон (статья 6) определяет, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:
- в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах, а пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим федеральным законом;
- пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной только в случае, если обеспечивается приемлемый уровень пожарного риска.
Важно отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.
Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 144 данного закона) предусматривает следующие формы оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности: независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности), государственный пожарный надзор, подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) и другие.
Подавая Декларацию пожарной безопасности в уведомительном порядке, собственник объекта должен определять, какие требования необходимо выполнить на подведомственном объекте. Другими словами, подготовить инструкцию о мерах пожарной безопасности для конкретной организации. Такое требование содержится в статье 64 Технического регламента.
Необходимый уровень обеспечения пожарной безопасности объектов защиты организации должен соответствовать требованиям Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В соответствии со статьями 79 и 93 настоящего Федерального закона, в зоне пожара, где находится миллион человек, допустима гибель только одного. Если пожар происходит на предприятии, этот показатель составляет одну десятитысячную, но при этом должны быть предусмотрены меры по обучению персонала действиям при пожаре и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска.
Форма и порядок разработки декларации утверждены приказом МЧС России от 24 февраля 2009 года № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности». Этот приказ зарегистрирован в Минюсте России и является обязательным для исполнения. Декларацию пожарной безопасности заполняет застройщик или проектная организация, которая осуществляет проектирование объекта. Для эксплуатируемого здания собственник или владелец могут самостоятельно заполнить эту декларацию в соответствии с утвержденной формой. В данной декларации владелец, собственник самостоятельно перечисляет все действующие документы, которыми он руководствуется при реализации требований пожарной безопасности на своем объекте, и в уведомительном порядке отправляет декларацию в соответствующие органы государственного пожарного надзора (ГПН).
Декларация составляется в отношении объектов защиты (в том числе эксплуатирующихся), для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений).
Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей.
В случае если собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, выполняют ВСЕ требования федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, тогда в декларации указывается только перечень указанных требований для конкретного объекта защиты – в этом случае не требуется проводить расчёты пожарных рисков.
При этом необходимо особо отметить следующее: в 151-ой статье Технического регламента указано, что в области пожарной безопасности действуют все нормы и правила, которые приняты федеральными органами исполнительной власти, не противоречащие требованиям Технического регламента. Поэтому собственник должен указать в декларации, какие требования он выполняет из ранее действующих нормативных документов в области пожарной безопасности (с учетом статьи 151 данного закона). Дело в том, что новые Своды правил являются документами добровольного применения, добровольное выполнение которых обеспечивает выполнение требований Технического регламента. Перечень национальных стандартов и сводов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" утвержден приказом Ростехрегулирования от 30 апреля 2009 года № 1573. Однако так как до настоящего времени не принят технический регламент «О безопасности зданий и сооружений», то для существующих объектов следует руководствоваться требованиями профильных строительных норм и правил (СНиПы) и норм пожарной безопасности (НПБ), на основе которых данные объекты были спроектированы и построены ранее. НПБ и СНиПы могут применяться и в практической деятельности для обеспечения пожарной безопасности вновь проектируемых зданий, но только в части, не противоречащей Техническому регламенту.
Если же избран альтернативный путь, который предложил законодатель для разработки Декларации пожарной безопасности, то собственник приводит те мероприятия, которые он выполнит для достижения параметров и показателей, установленных Техническим регламентом, и прикладывает к ним расчёты пожарного риска – тогда допускается не выполнение в полном объёме всех положений нормативных документов по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения (сводов правил и/или национальных стандартов, а также ранее действующих нормативных документов в области пожарной безопасности в части, не противоречащей требованиям Технического регламента).
Особо отметим, что собственник объекта защиты, или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, или орган управления многоквартирным домом, разработавшие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.
Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Регламента, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу (1 мая 2010 года).
Смысл декларации пожарной безопасности в том, чтобы подготовить собственника к эксплуатации объекта с целью обеспечения безопасности людей от воздействия опасных факторов пожара. Собственник должен знать, что он должен выполнять, какие требования каких документов должен реализовать для того, чтобы была обеспечена пожаробезопасная эксплуатация того или иного объекта.
Проще говоря, декларация – это уточнение к традиционной инструкции о мерах пожарной безопасности, которую предписано иметь на каждом объекте правилами пожарной безопасности.
При этом собственник должен оценить возможный ущерб имуществу сторонних лиц от пожаров. Технический регламент (пункт 2 части 1 статьи 64) буквально гласит о следующем: «оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара. То есть, должны быть указаны реквизиты полиса, которым застрахована гражданская ответственность перед третьими лицами. Это может осуществляться в рамках добровольного страхования ответственности. В качестве альтернативы этому собственник может на основании собственной доказательной базы привести такие сведения в декларации и, конечно же, нести самостоятельно всю ответственность за полноту и достоверность предоставленных в декларации сведений.
Крайне важно, что декларация подается в уведомительном порядке. Собственник уведомляет надзорные органы о том, что он на конкретном объекте выполняет задекларированные требования пожарной безопасности. Не предусматривается согласование или рассмотрение декларации в каких-либо инстанциях.
Декларация должна быть заполнена перед сдачей объекта в эксплуатацию. Это касается строящихся объектов.
Для объектов, которые уже на сегодняшний день функционируют, декларация должна быть заполнена до 1 мая 2010 года, в течение года после вступления в силу Технического регламента.

Категория: статьи | Просмотров: 2129 | Добавил: deathtalker1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Архив записей
Copyright MyCorp © 2020 Конструктор сайтов - uCoz