Пятница, 20.04.2018, 09:25
ЗА пожарное ДЕЛО!Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
статьи [27]
полезные ссылки [18]
Мини-чат
Форма входа
статистика
Block title
Главная » 2010 » Сентябрь » 14 » Нарушение общепринятых требований пожарной безопасности в Кремле способны обеспечить состояние противопожарной беззащитности
14:12
Нарушение общепринятых требований пожарной безопасности в Кремле способны обеспечить состояние противопожарной беззащитности
   Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет (статья 1), что нарушение требований пожарной безопасности - это "невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности". При этом требования пожарной безопасности - это "специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом".
   Отметим, что в соответствии  со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 09.11.2009 № 247-ФЗ) нормативными документами по пожарной безопасности являются - "национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности".

   Именно с этой точки зрения попробуем оценить состояние пожарной безопасности доступных для всеобщего обозрения помещений Кремля.
   Виртуальный тур по резиденции Президента России можно осуществить здесь:
http://tours.kremlin.ru/?www.kremlin.ru#/ru&1_5 
   При этом, конечно же, будем иметь ввиду, что реальная обстановка и ситуация в помещениях Кремля может отличаться от картинок виртуального тура. То есть, рассматривая виртуальные картинки можно делать только виртуальные выводы.
   Но, тем не менее, заглянем в Зал заседаний Совета Безопасности, расположенный в Сенатском Дворце здесь:
http://tours.kremlin.ru/?www.kremlin.ru#/ru&2_9

нарушение 1

   Взглянем внимательно на Зал заседаний Совета Безопасности и убедимся, что это помещение совершенно определенно предназначено для одновременного пребывания в нем более 15 человек - об этом убедительно свидетельствует 22 рабочих кресла вдоль сторон стола, плюс 23-ье Президентское кресло. 
   Придется признать, что данный факт влечет за собой нарушение требований пожарной безопасности, так как в соответствии с п. 6.17 СНиП 21-01-97* "Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.
Не нормируется направление открывания дверей для:
а) помещений классов Ф1.3 и Ф1.4;
б) помещений с одновременным пребыванием не более 15 чел., кроме помещений категорий А и Б;
В) кладовых площадью не более 200 м2 без постоянных рабочих мест;
г) санитарных узлов;
д) выхода на площадки лестниц 3-го типа;
е) наружных дверей зданий, расположенных в северной строительной климатической зоне". 

   Учитывая, что по функциональной пожарной опасности Зал заседаний Совета Безопасности относится к классу Ф4.3 и при этом он предназначен для одновременного пребывания в нем более 15 человек, то дверь из этого зала непременно должна открываться в сторону эвакуации, по направлению выхода из здания.
   Однако дверь, ведущая из этого Зала заседаний, в нарушение требований нормативных документов по пожарной безопасности открывается вовнутрь помещения, что создает реальную угрозу жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара.
   В Зале заседаний Совета Безопасности имеются две двери, причем обе имеют внутреннее расположение дверных петель, то есть обе двери открываются вовнутрь Зала заседаний, а не по направлению выхода из здания (этот факт бесспорно виден на фотографиях). 
   Отметим, что одна из этих двух дверей вообще не является эвакуационной по отношению к Залу заседаний Совета Безопасности, так как она ведет не в сторону эвакуации, а непосредственно в рабочий кабинет Президента.
   ВЫВОД: эксплуатация Зала заседаний Совета Безопасности осуществляется в режиме нарушения требования п. 52 ППБ 01-03, определяющего, что "Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности".

нарушение 2

   Не только в Зале заседаний Совета Безопасности, но и во всех помещениях Кремля, обозрение которых доступно в ходе виртуального тура по резиденции Президента России, принципиально нарушается требование пожарной безопасности, установленное к обязательному выполнению положением п. 13 ППБ 01-03, а именно: "Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны". Такие таблички отсутствуют во всех доступных для обозрения помещениях Кремля, а между тем, это требование не такое уж маловажное, как может кому-либо показаться.
   Дело в том, что требование о размещении во всех помещениях (во всех, а не в некоторых!) на видных местах табличек с указанием номера телефона вызова пожарной охраны направлено на то, чтобы в случае пожара пресечь паническое бездействие людей и визуальным напоминанием о номере 01 создать условия для обеспечения своевременного вызова подразделений пожарной охраны.
   ВЫВОД: содержание помещений Кремля в режиме принципиального нарушения требования п. 13 ППБ 01-03 в случае возникновения пожара способно привести и к нарушению порядка действий при пожаре, установленного положением п. 109 ППБ 01-03, которое в качестве самого первого и незамедлительного действия при выявлении пожара или его признаков устанавливает для всех граждан (для всех, а не некоторых!) следующую обязанность, а именно: "Каждый гражданин при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п.) должен: незамедлительно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию)".

нарушение 3 

   Во всех помещениях Кремля, обозрение которых доступно в ходе виртуального тура по резиденции Президента России, принципиально игнорируется требование пожарной безопасности, установленное к обязательному выполнению положением п. 108 ППБ 01-03, а именно: "Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением № 3".
   Дело в том, что в соответствии с п. 14 обязательного Приложения № 3 к ППБ 01-03 "Расстояние от возможного очага пожара до места размещения огнетушителя не должно превышать 20 м для общественных зданий и сооружений". При этом в каждом помещении имеются электророзетки, светильники и другие электроустановочные изделия, которые, конечно же, могут послужить "возможным очагом пожара". Поэтому достаточно просмотреть круговые панорамы помещений Кремля, чтобы убедиться в действительном отсутствии в них огнетушителей в радиусе 20 метров от возможного очага пожара, что и является нарушением требований пожарной безопасности.
   Рабочий кабинет Президента тоже не избежал участи быть противопожарно незащищенным.  В рабочем кабинете Президента нет огнетушителя. Можно было бы предположить, что огнетушитель находится в смежном помещении, что обеспечило бы соблюдение 20-ти метрового радиуса его размещения от рабочего стола Президента, однако такое предположение остается тщетным.
   Смежным помещением с рабочим кабинетом Президента является Зал заседаний Совета Безопасности, в котором тоже отсутствует огнетушитель. 
   Если кто решит подумать, будто огнетушитель все же имеется, просто где-то спрятанто придется огорчить такого человека, указав, что в таком случае придется признать наличие другого нарушения требований пожарной безопасности, так как в соответствии с п. 6.1 НПБ 166-97 огнетушители "должны быть хорошо видны и легкодоступны в случае пожара". То же требование к размещению огнетушителей определено и в п. 19 Приложения № 3 к ППБ 01-03, а именно: "Их следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 м". 
   Если предположить, что помещения Кремля защищены автоматическими установками пожаротушения, скрыто смонтированными и не доступными для их визуального наблюдения, то даже в этом случае необходимость наличия огнетушителей в помещениях не отменяется. Дело в том, что п. 13 обязательного Приложения № 3 к ППБ 01-03 определяет: "Помещения, оборудованные автоматическими стационарными установками пожаротушения, обеспечиваются огнетушителями на 50%, исходя из их расчетного количества". При этом расчетное количество огнетушителей определяется по таблице № 1 Приложения № 3 к ППБ 01-03 и их число может варьироваться в зависимости от их типа и вместимости огнетушащего вещества. Так, например, на 800 м кв защищаемой площади общественного здания можно выбрать либо 4 порошковых огнетушителя вместимостью по 4 кг огнетушащего вещества, либо 8 порошковых огнетушителя вместимостью по 2 кг огнетушащего вещества. То есть, если помещения защищены автоматическими установками пожаротушения, то вместо 8-ми 2-х килограммовых порошковых огнетушителей на 800 м кв можно ограничиться только 4-мя такими огнетушителями; или вместо 4-х четырехкилограммовых порошковых огнетушителей можно ограничиться только 2-мя. Однако при таком снижении численности огнетушителей все равно необходимо обеспечить выполнение требования п. 14 обязательного Приложения № 3 к ППБ 01-03, а именно: "Расстояние от возможного очага пожара до места размещения огнетушителя не должно превышать 20 м для общественных зданий и сооружений".
ВЫВОД: содержание помещений Кремля, доступных для обозрения, осуществляется в режиме первичной противопожарной беззащитности. В случае пожара, даже если кто-нибудь и пожелает принять первичные меры по его тушению, у такого добровольца просто не окажется такой возможности.

нарушение 4

  Во всех доступных для обозрения панорамах виртуального тура по резиденции Президента России игнорируется требование пожарной безопасности, установленное к обязательному выполнению положением п. 51 ППБ 01-03, а именно: "При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности)".
   Дело в том, что обозрение панорам виртуального тура позволило только в одном месте (на общем виде Шохинской лестницы) выявить наличие эвакуационного знака безопасности "Выход". Однако размещение этого единственно доступного для обозрения знака "Выход" не соответствует требованиям нормативных документов. Почему? Дело в том, что в соответствии с п. 6.2.1 ГОСТ Р 12.4.026-2001 "Знаки безопасности следует размещать (устанавливать) в поле зрения людей, для которых они предназначены". Кроме того, в соответствии с п. 6.2.2 указанного ГОСТ Р "Размещение знаков безопасности на воротах и дверях следует выполнять таким образом, чтобы зрительное восприятие знака не зависело от положения ворот или дверей (открыто, закрыто). Эвакуационные знаки безопасности E 22 "Выход" и E 23 "Запасный выход" (таблица И.1) должны размещаться только над дверями, ведущими к выходу".
   В нашем же случае выявленный в наличии знак "Выход" оказался смещенным из положения "над дверью" в сторону положения "над косяком двери" и находится как бы припрятанным от взоров людей раскрытой створкой соседней двери.
   Кроме того, следует отметить, что в соответствии с п. 4.5 СП 31-110-2003 "Световые указатели "Выход" следует устанавливать:
- у выходов из помещений обеденных и актовых залов, аудиторий, конференц-залов и других помещений, в которых могут одновременно находиться более 100 чел.;
- у выходов из коридоров, к которым примыкают помещения с общей численностью постоянно пребывающих в них более 50 чел.;
- у выходов с эстрад конференц-залов и актовых залов;
- вдоль коридоров длиной более 25 м и в общежитиях коридорного типа вместимостью более 50 чел. на этаже. При этом световые указатели должны устанавливаться на расстоянии не более 25 м друг от друга, а также в местах поворотов коридоров".
   ВЫВОД: при эксплуатации эвакуационных путей и выходов в резиденции Президента России не обеспечивается в полной мере соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности по размещению на путях эвакуации знаков пожарной безопасности, что может создать угрозу жизни и здоровью людей в случае пожара, так как любой пожар непременно сопровождается задымлением и снижением видимости. В таких условиях люди могут просто потерять ориентацию и не только не найдут эвакуационный выход своевременно, но и просто перепутают какие-нибудь двери, забредут... куда-нибудь... 


ПОСЛЕСЛОВИЕ: Возможно, что в Кремле действуют свои особые требования пожарной безопасности, которые позволяют не выполнять требования общепринятых нормативных документов по пожарной безопасности. Такая догадка основана на "Положении о государственном пожарном надзоре", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 820. В статье 20 данного Положения (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 124) определено, что контроль (надзор) за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах Министерства обороны РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Главного управления специальных программ Президента РФ и Службы внешней разведки РФ осуществляется в порядке, установленном положениями об их ведомственной пожарной охране, согласованными с главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору.
   Тем не менее, если реальная обстановка помещений Кремля действительно соответствует картинкам виртуального тура, то можно говорить о н
арушении общепринятых требований пожарной безопасности в Кремле, которые общепринято признавать влекущими за собой состояние противопожарной беззащитности для находящихся там людей.


Список использованных документов:
1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О пожарной безопасности" (принят ГД ФС РФ 18.11.1994);
2. СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (взамен СНиП 2.01.02-85*), приняты и введены в действие с 01.01.1998 постановлением Минстроя России от 13.02.97 № 18-7 (с внесенным Изменение № 1, принятым постановлением Госстроя России от 03.06.1999 № 41 и введенным в действие с 01.07.1999; с внесенным Изменением № 2, принятым постановлением Госстроя России от 19.07.2002 № 90 и введенным в действие с 01.07.2002);
3. ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», утв. приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, зарегистрированным в Минюсте РФ 27.06.2003 за рег. номером 4838;
4. Приложение № 3 к ППБ 01-03 «Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения»;
5. НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утв. приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1997 № 84;
6. ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 19.09.2001 № 387-ст (с внесенным Изменением № 1, утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2009 г. № 259-ст);
7. СП 31-110-2003 "Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий" (взамен ВСН 59-88), одобрен и рекомендован к применению постановлением Госстроя РФ от 26 ноября 2003 г. № 194);
8. «Положение о государственном пожарном надзоре», утв. постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 820 «О государственном пожарном надзоре» (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РФ от 19.10.2005 № 629, от 22.10.2008 № 771, от 14.02.2009 № 124, от 02.10.2009 № 777).



Категория: полезные ссылки | Просмотров: 6458 | Добавил: deathtalker | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 1
1  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Сентябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Поиск
Архив записей
Copyright MyCorp © 2018 Конструктор сайтов - uCoz